Приветствую Вас, Гость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе "Моя педагогическая философия"

Тот, кто стал учителем, поймёт,
 Какое счастье - быть полезным людям,
 Учить его Величество народ! 
Нести ему дар мудрости и знания
 И доброты своей сердечный свет.
 Нет на земле ответственней призванья,
 Почётнее и радостнее нет.
(И. Крупин)

 

        Я никогда не задумывалась, почему стала учителем и совсем недавно, когда 1 сентября проводила классный час на тему «Все профессии важны, все профессии нужны», мне дети задали вопрос: почему Вы стали учителем? Скажу честно, что сначала растерялась, почти 25 лет работаю с детьми (сначала в детском саду, потом после окончания Магнитогорского педагогического института - в школе) и мне всегда казалось, что так и должно быть. За несколько минут моя жизнь промелькнула передо мной (за что я очень благодарна моим детям, да, да, именно моим, потому, что я уже не представляю жизни без этих любопытных глаз, вопросов, споров).
        «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем...» (Конфуций)
      Судьба подарила мне встречу с замечательным педагогом, мастером своего дела, умной, доброй хрупкой женщиной - моей классной руководительницей Дёминой Надеждой Васильевной. Это удивительный человек, талантливый педагог, сильная личность, строгая, внимательная, требовательная, с огромной силой воли, неиссякаемым чувством юмора и безграничной любовью к детям. Она, как огромная, пылающая ярким огнём звезда, «горела» сама и «зажигала» других. Та деловая атмосфера урока с его проблемными ситуациями, творческим поиском, ожиданием открытия новых знаний вспоминается мне и сейчас и является для меня образцом. А всегда доброжелательный взгляд моего учителя как тёплый лучик солнца, подбадривал, согревал и как бы говорил: «Не бойся, смелее, ты на правильном пути!» И только позже я поняла, что её поручения, просьбы носили не сиюминутное желание, а пошаговая пред профильная подготовка. Она разглядела в маленькой девочке - учителя, и своевременно меня подтолкнула. Второй, а может быть и первый человек, который мечтал, что старшая дочь из семерых детей «пойдёт по его стопам» и обязательно станет агрономом. Человек, который моё решение - пойти в «педагогический» принял не как удар или обиду, как будто так и должно быть, который всегда был со мной, вёл меня, подбадривал, учил, взгляда которого хватало, чтобы понять свою ошибку - это образованнейший (за советом к которому шли даже старожилы поселка), справедливый, строгий и уважаемый на селе человек, директор Кочердыкского совхоза (тогда в 80-ые годы) - и просто мой папа- Галкин Юрий Николаевич, ради памяти которого я и решилась участвовать в конкурсе.
        Двадцать пять лет назад я переступила порог школы, даже в порыве бессилия уходила из школы, но поняла, что не могу без школы, которая стала для меня вторым домом - вернулась. Сама себе задаю вопрос: «А что меня здесь держит? Почему я вернулась? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?»
       Я поняла, что вся наша жизнь состоит из выбора. Каждый учитель имеет право выбрать, каким ему быть!
 Ремесленником, который по готовым размерам и образцу, вытачивает деталь - ученика, или астрономом, открывающим новую звёздочку. Считать результат в обучении главным критерием оценки своей деятельности, или помочь в раскрытии заложенного в каждом ребёнке потенциала и в обретении им собственного «я». Подтверждать своё превосходство над учеником или положить в основу общения равенство. Принуждать и подавлять или побуждать и уважать. Быть укротителем или Учителем!
        Я выбрала всё, что после «или». Думаю, что сделала правильный выбор.
        Мои дети, как маленькие звёздочки. Одни ярко горят-жаждут знаний, другие едва мерцают - тревожатся, переживают.
  Моя задача: «зажечь» их так, чтобы все они ярко и уверенно сияли, даря окружающим свет, тепло, радость.   Л.В.Занков говорил, что « никакая, даже самая лучшая методика не принесёт результата, если нет дружелюбных, уважительных отношений между учителем и учеником». И мне очень близка его позиция.
    Решая проблемную ситуацию на уроке, я стараюсь выслушать мнения всех учеников. Они спорят, доказывают, фантазируют, вовлекают в обсуждение всё новых и новых участников. Никто не остаётся равнодушным, даже те, кто молча сидел и с интересом наблюдал за происходящим. И вот все суждения выслушаны, спор закончен. Мы принимаем все версии и начинаем доказывать или отвергать каждую. Иногда для этого нужно проделать опыт, провести эксперимент, смоделировать ситуацию, сходить в библиотеку, чтобы посмотреть нужную литературу. Дети загораются и с интересом «докапываются» до сути. Не остаются безучастными и родители, ведь нередко приходится прибегать и к их помощи. Такие уроки требуют огромного количества времени, но они и запоминаются лучше, заставляют детей мыслить, творить, преобразовывать, развивают, учат общаться друг с другом. И я искренне радуюсь. Это мои дети! Они заискрились, засветились, смогли разрешить проблему, совершили свое «открытие», и каждый внёс посильный вклад в понимание истины, и продвинулся на одну ступеньку вперёд в познании, даже самый слабый.
        Шаг за шагом, год за годом мы с интересом «открываем» друг друга. Мои маленькие дети становятся умнее, сильнее, увереннее в себе. Уже свет и тепло своей души они дарят не только мне, но и друг другу. Они идут дальше, освещая окружающих своим тёплым, добрым сиянием. Ни один концерт в нашем маленьком посёлке не проходит без участия моих детей. Быстроту ума, ловкость и находчивость мои дети демонстрируют на олимпиадах и соревнованиях. Я наблюдаю за каждым из них, искренне радуюсь, горжусь и переживаю, ведь в них есть частичка моей души.©

Моё педагогическое кредо:

 "Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем..." (Конфуций)